Колесо Жизни
ловек, который так называет себя,
не человек, которого так назы-
вают другие люди. Христианин -
тот, кто живет в соответствии с
заповедями Христа. Такие, како-
вы мы есть, мы не можем быть
христианами. Чтобы стать хри-
стианином, человек должен быть
способным «делать». А мы ниче-
го не можем «делать», с нами все
«случается».
.. Чтобы стать хоро-
шим христианином, человек дол-
жен
быть.
«Быть» - это и означа-
ет быть господином самого себя.
А если человек не является госпо-
дином самого себя, у него ничего
нет и ничего не может быть.
.. Это
всего-навсего машина, автомат; а
машина не может быть христиа-
нином. Подумайте сами: возмож-
но ли, чтобы автомобиль, пишу-
щая машинка или граммофон
были христианами? Это просто
вещи, управляемые случаем, они
ни за что не ответственны, ибо
они машины. Быть же христиа-
нином значит быть ответствен-
ным. Ответственность приходит
позднее, когда человек отчасти
перестает быть машиной.
..
Итак, самое правильное из вы-
раженных здесь желаний - это
желание быть
господином само-
го себя,
потому что без этого все
остальное невозможно. По срав-
нению с этим желанием все дру-
гие представляют собой детские
мечты, фантазии, которыми че-
ловек не мог бы воспользовать-
ся, даже если бы их исполнение
и было ему даровано.
Так,
например,
было
сказано,
что кто-то из присутствующих
желает помогать людям. Но, что-
бы быть в состоянии
помогать
людям
, человек сначала должен
научиться помогать самому себе.
Множество людей погружено в
мысли и чувства о помощи дру-
гим из самой обычной лени. Они
слишком ленивы, чтобы работать
над собой; вместе с тем им очень
приятно думать, что они спо-
собны помогать другим. Такое
настроение означает лживость
и
неискренность
по
отноше-
нию к самому себе. Если человек
взглянет на себя и увидит, что он
представляет собой в действи-
тельности, он не будет мечтать о
помощи другим людям, даже от
мысли об этом ему7
станет стыд-
но. Любовь к человечеству7
, аль-
труизм - все это очень красивые
слова; но они имеют смысл толь-
ко тогда, когда человек может по
собственному выбору и решению
любить или не любить, быть аль-
труистичным или эгоистичным.
Тогда его выбор имеет ценность.
Но если выбора нет, если человек
не может быть другим, если он
только таков, каким его сделал
или делает случай, если сегодня
он альтруист, а завтра - эгоист,
а послезавтра - опять альтруист,
тогда во всем этом нет никакой
ценности.
..
Чтобы делать
нечто трудное,
надо прежде всего научиться де-
лать легкое. Нельзя начинать с
самого трудного.
Был тут и вопрос о войне.
Как
прекратить
войны?
Войны
прекратить нельзя. Война есть
результат того рабства, в кото-
ром живут люди. Строго говоря,
не следует порицать людей за
войну, ибо война есть следствие
космических сил, планетарных
влияний. А в людях нет сопро-
тивления
ЭТИМ ВЛИЯНИЯМ;
еГО
И
не может быть, ибо люди - рабы.
Если бы они были
людьми,
если
бы были способны «делать», то
они смогли бы противостоять
таким влияниям и воздержаться
от взаимного убийства.
- Но, несомненно, те, кто это по-
нимает, - спросил человек, за-
давший вопрос о войне, - могут
что-то сделать? Если бы доста-
точное число людей пришло к
определенному выводу, что вой-
ны не должно быть, разве они не
смогли бы повлиять на других?
- Те, кто не любит войну, пыта-
лись или пытаются поступать так
чуть ли не с самого сотворения
мира, - возразил Гурджиев. - Все
эти теории о всеобщем мире, о
мирных конференциях и так да-
лее - самые обычные леность и
лицемерие. Люди не хотят думать
о себе, не хотят работать над со-
бой, а думают о том, как бы заста-
вить других делать то, чего хотят
они сами. И если бы достаточное
число людей, желающих прекра-
щения войны, действительно со-
бралось бы вместе, эти люди на-
чали бы с объявления войны тем,
кто с ними не согласен.
.. И вот они
опять стали бы драться.
.. У войны
много причин, нам не извест-
ных; некоторые скрыты в самих
людях, другие находятся вне их.
Нужно начинать с тех причин,
которые заложены в самом че-
ловеке. Как можно быть незави-
симым от внешних влияний ве-
ликих космических сил, когда он
находится в рабстве у всего, что
его окружает?.
. Свобода, освобож-
дение - вот что должно быть це-
лью человека. Стать свободным,
избавиться от рабства - вот к
чему должен стремиться человек,
если он хотя бы отчасти осознает
свое положение. Для него более
ничего не сутцествуст; и пока он
остается рабом как во внутрен-
ней, так и во внешней жизни,
все остальное невозможно. Но
он не в состоянии избавиться от
рабства во внешней жизни, пока
остается рабом во внутренней.
Поэтому7
для того чтобы сделать-
ся свободным, человек должен
завоевать внутреннюю свободу.
Вот почему во всех древних уче-
ниях первым требованием в на-
чале пути к освобождению было
правило:
познай самого себя!
Из книги Петра Успенского
«В поисках чудесного
»
www.kolesogizni.com
19
предыдущая страница 20 Колесо Жизни 2011 12 читать онлайн следующая страница 22 Колесо Жизни 2011 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст