Колесо Жизни
Наверняка и вы слышали о полстерегающих любого человека различных сложных
периолах жизни - перехолный возраст, кризис серелины жизни и разные лругие
((неизбежные испытания».
.. Вот и
ждем
мы их порой, вот и боимся заранее, морально
готовимся, о потом все ровно не понимаем толком, что это с нами или нашими
близкими происхолит. Но что толку бояться, растрачивать силы но ненужные эмоции
и переживания? Не лучше ли узнать, что жлет нос с вами в кожлом из естественных
этапов ношей жизни и кок лучше полготовиться к ним?
и зн ь в зр о с л о го ч ел о век а о тн ю д ь
н е явл яется р о в н о й д о р о го й . И з-
м е н е н и я в н ей п о с т о я н н ы и п р е д -
сказуем ы ,
и
э т о
н е п р ел о ж н ы й
ф акт, к о т о р ы й
ч ас т о
вы п ад ает
и з в н и м ан и я в за х в а ты в а ю щ е й н ас п о в с е д н е в н о й
текучке. И то гд а л ю б ая за к о н о м е р н а я п е р е м е н а
в о с п р и н и м а е т с я как н е п р и я т н а я н е о ж и д а н н о с т ь , а
и н о гд а и как катастроф а.
.. А есл и ч ел о в ек в о с п р и -
н и м а е т сво ю л и ч н о с т ь н е как м ех ан и зм , с ф о р м и -
р о в а в ш и й с я п о о к о н ч а н и и д етства, а как п р о ц е с с
р а зв и ти я , 'го ж и зн ь и в 25, и в 30 лет, и п р и п е р е х о -
д е в с р е д н и й в о зр а с т будет и н тр и гу ю щ ей , о б е щ а ю -
щ ей с ю р п р и зы и р а д о с т и о т к р ы т и й . О с о б е н н о х о -
р о ш о э т о п о н и м а ю т м и с ти к и и п оэты .
Ещ е Ш ек сп и р п и сал о то м , ч то ч ел о в ек п р и ж и зн и
п р о х о д и т сем ь сту п ен ей (м о н о л о г «Все сту п ен и
м ира» в п ьесе «Как вам э т о п о н р ави тся» ). Н о и за
м н о го веков д о Ш ек сп и р а в и н д у и ст с к и х тр а к т а та х
б ы л и о п и с ан ы ч ет ы р е о п р е д е л е н н ы х с о с то я н и я
ч ел о век а, ч ет ы р е сту п ен и ж и зн и , каж дая и з к о т о -
р ы х п р и в о д и т к п оследую щ ей :
1) о б у чаю щ и й ся;
2) вл ад ел ец дом а;
3) у е д и н е н н а я ж и зн ь;
4 ) зав ер ш аю щ ая ступень, н а к о т о р о й «человек р а в -
н о д у ш ен ко всем у и н и ч е го уж е н е хочет».
Е стественно, и м н о ги е др у ги е исследователи , к о т о -
р ы х и н тер есо в ал а ч ел о веч еск ая ж и зн ь (п си х о л о ги ,
ф и л о с о ф ы , с о ц и о л о ги , культурологи, д у х о вн ы е у ч и -
теля ), о тсл ед и л и эти за к о н о м е р н ы е этап ы . В д ан н о м
случае я о б р и су ю некую ретросп екти ву, п редставлю
м о заи к у из и х н аб л ю д ен и й , к о н ц е п ц и й с о п о р о й на
сво й ж и зн е н н ы й о п ы т и свои I габл годен ия. В ч ем -то
эт и к о н ц е п ц и и м огут р асх о ди ться, в ч ем -то будут
по х о ж и , в ч ем -то о ч е н ь д о п о л н я ю т друг друга.
ЭРИКСОН
И ЧЕТЫРЕ СТУПЕНИ ЗРЕЛОСТИ
И з с о в р е м е н н ы х и с с л е д о в а н и й , п о с в я щ е н н ы х
э т о й
т е м е ,
б о л е е
в с е го
и з в е с т н а
к о н ц е п ц и я
ж и з н е н н о г о ц и к л а Э р и к а Э р и к с о н а . О н с о зд а л
схем у,
п о к а зы в а ю щ у ю ,
к ак
п о с л е д о в а т е л ь н о
р а з в о р а ч и в а е т с я ж и зн ь . К аж дая с т у п е н ь з а к а н -
ч и в а е т с я к р и з и с о м . П р и ч е м « к р и зи с» а в т о р э т о й
т е о р и и р а с с м а т р и в а л н е к ак к а т а с т р о ф у , а как
п е р е л о м н ы й м о м е н т , п е р и о д , с в я з а н н ы й с о б о -
с т р е н н о й
ч у в с т в и т е л ь н о с т ь ю
и
п о в ы ш е н н ы м
п о т е н ц и а л о м .
Семь действий в пьесе
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва - младенец,
Блюющий с ревом на руках у мамки.
..
Потом - плаксивый школьник с книжной сумкой,
Умыт до глянцу, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем - любовник.
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь бровок милой. А затем - солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна.
Обросший бородой, как леопард.
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем - судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан.
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Пословиц мудрых и примеров кладезь, -
Так он играет роль. Шестой же возраст-
Уж это будет тощий Панталоне,
С очками на носу и с сумкой сбоку,
В штанах, что с юности берег, - широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским,
Свистит, шипит.
.. Ну, а последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы, -
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Из пьесы Уильяма Шекспира
«Как вам это поправится
•>,
перевод Татьяны Щепкиной-Куперпик
www.kolesogizni.com
57
предыдущая страница 58 Колесо Жизни 2011 11 читать онлайн следующая страница 60 Колесо Жизни 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст