Жизнь-это
Мудрость
Физикапо-прежнемувомногомследует платоновско-
му постулату, будто материя подчинена выведенным
когда-то математическим уравнениям. Старое миро-
воззрение, согласно которому природа подчиняется
вечным законам, прочно укоренилось в умах людей,
но, по мнению британского биохимика и психоло-
га Руттерта Шелдрейка, более осмысленным является
представление о том, что вселенная не подчиняется
раз и навсегда установленным законам, а живет, со-
гласуясь с некими образами,
закшочеш
1
ыми в общей памя-
ти природы. Ученый называет
их «привычками». Архаичные
образы-«привычки»,
«отве-
чающие» за гравитационные
и
электромагнитные
поля,
атомы
водорода,
созвездие
Малой Медведицы, атмосфе-
ру, мировой океан и пр., до-
статочно стабильны, но это
не означает, что они не могуг
меняться, ведь наряду- с други-
ми «привычками» у природы
существует и
«привычка»
к
изменению. Эволюция жиз-
ни, культуры, человека - это
стремление к развитию, при-
сущее природе вещей.
Шелдрейк
ИСХОДИ'!'
из того,
что каждый род вещей обла-
дает памятью в своем морфи-
ческом поле*. Это коллектив-
ная память всех аналогичных
вещей, существовавших ра-
нее.
Способ,
которым
она
передастся, называется мор-
фическим резонансом. Речь
идет о влиянии событий на
происходящие позже анало-
гичные события. Точнее, речь о влиянии аналогич-
ных моделей дейст вий на последующие аналогич-
ные модели действий. Этот вид памяти проявляется
на всех уровнях природы, живой и неживой.
Когда люди осваивают что-то новое, другим людям
в другом месте планеты удается осваивать то же
самое с большей легкостью. Этот способ переда-
чи информации назван по имени его открывателя
эффектом Флинна.
Морфический резонанс исследовался в биологии,
биохимии и химии. Ряд тестов, направленных на
* См. справку «История одного эксперимента».
его изучение, был проведен и в сфере психологии
человека. Мысль о том, что морфические поля об-
ладают памятью, является самой спорной частью
этой гипотезы, поскольку идет вразрез со многими
укоренившимися привычками мышления в науке.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА
Какова природа нашей памяти? Все мы черпаем из
коллективной памяти, что похоже на идею Юнга
о
коллективном
бессозна-
тельном.
И
находится
эта
коллективная память не в на-
шем мозге, а скорее, мы суще-
ствуем внутри коллективной
памяти. Но Руттерт Шелдрейк
предлагает нам
нечто еще
более шокирующее, а имен-
но постулат о том, что и наша
собственная память находит-
ся не в нашем мозге. В коллек-
тивные памяти мы попадаем
через резонанс с похожими
людьми
в
прошлом.
Шел-
дрейк утверждает, что через
резонанс
с
аналогичными
моделями собственных дей-
ствий в прошлом мы попада-
ем и в нашу собственную па-
мять. Индивидуальная память
и коллективная память - это
не разные виды памяти, они
различаются лишь степенью
своей специфичности. Одна
из них более специфична,
другая - менее. Причина, по
которой мы больше резони-
руем
с собственными
вос-
поминаниями, состоит в том,
что мы больше всего похожи
на самих себя и были похожи в прошлом.
Естественно, мы привыкли верить, что воспомина-
ния накапливаются в нашем мозге. Но вот что при-
мечательно: уже целое столетие ученые безуспеш-
но пытаются локализовать воспоминания в мозге.
В пятидесятые годы работа американского учено-
го Карла Лэшли привела к кризису в этом виде ис-
следований. Он обучал крыс всевозможным новым
трюкам, после чего вырезал у них определенные
участки мозга, чтобы выяснить, в каком же из них
находится память. К своему удивлению, он обнару-
жил, что можно вырезать до 50% крысиного мозга,
а крысы по-прежнему в состоянии вспомнить то,
у
Когда люди осваивают
что-то новое, другим
людям в другом месте
планеты удается осваивать
то же самое с большей
легкостью
14
9 'Ж и зн и
| 10 (52) октябрь 2011
предыдущая страница 15 Колесо Жизни 2011 10 читать онлайн следующая страница 17 Колесо Жизни 2011 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст