жизнь-это
I Взаимоотношения
СЛАВЯНСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ПРОТИВ ЕВРОПЕЙСКОЙ и н к в и з и ц и и
Однако вернемся ненадолго в прошлое. Пока Ев-
ропа и Америка воевали с ведьмами, украинский
у ч е н ы й ,
этнограф и исследователь Владимир Анто-
нович писал свои нетленные «Акты о колдовстве»,
вышедшие небольшим тиражом в 1877 году.
Труд этот рассказывает о славянской истории
борьбы против ведьм. К счастью, она куда менее
кровожадна: все процессы против ведьм начина-
лись по конкретной жалобе о конкретном вреде.
А в Московском государстве ведьмы вообще нахо-
дились под защитой закона, хоть и имели низший
социальный статус, наравне с проститутками. Пре-
следования ведьм носили скорее хаотический, слу-
чайный характер и не инициировались церковью,
в противовес европейской инквизиции.
В своих «Актах о колдовстве» Антонович, со свой-
ственной ему склонностью к детальному анализу,
рассуждает о причинах мягкости судебной систе-
мы к ведьмам. По его мнению, она заключается
«не столько в гуманном расположении духа судей,
как в отсутствии в Украине тех демонологических
представлений, которые вызвали на западе жесто-
кое преследование волшебников. Допуская воз-
можность волшебного таинственного влияния на
бытовые, повседневные обстоятельства жизни, не
видели взаимосвязи этих влияний со злым духом;
демонология не только не была развита, как строй-
но упорядоченная система представлений, но до
конца XVIII века, насколько можно судить, совсем не
существовала в народном воображении. Народный
взгляд на волшебство был не демонологический, а
исключительно пантеист ический“. Допуская суще-
ствование в природе сил и законов, вообще неиз-
вестных, народ считал, что многие из этих законов
известны лицам, которые сумели тем или иным
способом их познать. Итак, само по себе познание
тайны природы не считалось за что-то греховное,
противоречащее религиозному обучению.
..»
** Обоготворяющий природу (Словарь иностранных слов русско-
го языка). От «пантеизм» - религиозно-философское учение, ото-
ждествляющее Бога с природой и рассматривающее природу
как воплощение Божества (Толковый словарь Ефремовой).
И тем не менее, единичные случаи все же были.
Например, в 1833 году выходит нашумевшая по-
весть Григория Квитки-Основьяненко «Конотоп-
ская ведьма», где описывается печально известное
«испытание водой»: «ведьму» связывают по рукам
и ногам крест-накрест и опускают в воду. Если то-
нет - ее признают невиновной посмертно. Так,
разумеется, и происходило.
.. Если вред от ведьмы
был хоть сколько-нибудь доказан, односельчане
могли учинить ей самосуд: «.
..Нікуди її по-людськи
ховати; виволокли за село, зарили ниць у яму, при-
били осиковим кілком та зверху і заплішили, щоб
ще не скочила. Собаці собача смерть!» (Григорий
Квитка-Основьяненко «Конотопская ведьма»).
Впрочем, некоторые современники Антоновича
считали, что не отсутствие демонологии, а ее осо-
бый характер был причиной и особого отношения
к ее адептам славянской общины. Даже ведьмы и
чародеи у нас были (либо считались?) иными: по
крайней мере, они никогда не наделялись черта-
ми «чернокнижников» и «сатанистов», как
было в Западной Европе, где поводом для
преследования могли быть любой самый
пустяковый случай, слово, взгляд.
Вот и получилось, что в Западной Европе
на кострах нашли свою смерть красивей-
шие женщины своего времени. Возможно,
эго и объясняет, почему славянские жен-
щины славятся своей красотой и силой: знамени-
тая украинская толерантность помогла сохранить
и передать дальше отличный генофонд и.
.. тайные
знания.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Охота на ведьм унесла жизни более 100 тысяч
человек - от младенцев до глубоких старух. Еще
более 100 тысяч людей были изгнаны из родных
мест. Эти цифры вряд ли можно считать точной
статистикой, слишком смугные были времена для
надлежащего хранения архивных данных.
Мы никогда не узнаем, сколько же было истинных
ведьм среди сожженных и замученных, и были ли
они, просто потому, что до сих пор непонятно, сто
такая ведьма. Толи это согбенная старуха с клюкой,
насылающая ураганы и проклятья, то ли женщина
со сверхспособностями, то ли просто человек со
столь сильной энергетикой, которую чувствуешь и
не можешь противостоять ей.
Мироздание полно тайн, и это пока останется все-
го лишь одной из них.
Лапа Тарапакина
^
Настоящие ведьмы никогда
не хвалились своими знаниями
и считали, что человек вправе
пользоваться свободой, данной ему Богом
5 0
»W uM U | 7-8 (50) июль-август 2011
предыдущая страница 51 Колесо Жизни 2011 07-08 читать онлайн следующая страница 53 Колесо Жизни 2011 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст