Жизнь - это
События в небольшом патриархальном ирланд-
ском городке повлияли на ход мировой истории:
Петронилла де Мит стала первой «ведьмой», кото-
рую сожгли на костре.
Это было всего лишь начало.
«САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ»
Я ж елаю покаят ься перед Богом за т у печаль-
ную и скорбную роль, кот орая по воле П ро-
видения вы пала на долю семьи моего от ца в
1692 году; в том, что м не в детст ве привелось
волей Господней стат ь орудием обвинения не-
скольких человек в тяжком прест уплении, че-
рез чт о они расст ались с жизнью, однако т е-
перь у м еня есть все основания счит ать, чт о
т е лю ди не были виновны. В то печальное вре-
м я сат анинское наваж дение обмануло меня, и я
боюсь, что вместе с другими стала, хот я и без
всякого злого умы сла или намерения с м оей ст о-
роны, орудием в чужих р ука х и навлекла на свою
голову и на головы моего народа проклят ие не-
винно пролит ой крови; честно и прямо перед
лицом Бога и лю дей заявляю , что все, сказанное
или сделанное м ною тогда, было сказано и сде-
ла н о не по злобе или из недоброж елательства к
кому-либо, ибо ни к кому из них я т аких чувств
не пит ала, но единст венно по невежеству >
в р е -
зульт ат е сат анинского наваж дения.
По эт ой причине я ж елаю пасть ниц и м олит ь
прощ ения у Господа и у всех тех, кому я причи-
нила столько обид и горя, у тех, чьи родст вен-
ники пост радали от обвинения.
Э нн Пат нам, 2 6 лет от роду,
обвинит ельница на процессе прот ив «Салем-
ских ведьм ■>
. 14 лет спустя
Заболевших девочек было трое. Старшей из них,
Энн, едва исполнилось 12. Младшей, Элизабет,
было всего 9- Жили они в американском городке
Салем, основанном пуританами, учились науке
послушания, ходили в церковь, молились перед
обедом и после него. Как и во многих других по-
добных городках в XVII веке, людям проще было
поверить в колдовство, чем в научные объясне-
ния природных явлений, да и не давал в те вре-
мена никто никому научных объяснений. Засуха,
эпидемии, набеги индейцев, слишком суровые
зимы - разумеется, все это проще было объяс-
нить «происками дьявола». Поэтому, когда три
юные девочки стали без видимых причин визжать
и корчиться в припадках падучей, объяснение на-
шлось быстро. Так же быстро больных опросили.
«Нас околдовали!» - уверенно рапортовала Энн.
Ей вторили и остальные девочки: в ход шли «нео-
провержимые доказательства» в виде пересказан-
ных снов или вечерних видений.
«Ведьмами» оказались пожилая хромая старуха, мест-
ная нищенка с маленьким ребенком и темнокожая
рабыня зажиточной салемской семьи. Это уже по-
том, недели и месяцы спустя, «черный список ведьм»
разросся до 150 человек - самой младшей из них
было всего 4 года. Мать малышки - та самая нищен-
ка - была казнена спустя 8 месяцев после приговора,
и все это время девочка провела с ней в тюрьме.
До
судьбоносного
вмешательства
губернатора
Массачусетса по приговору Салемского суда 20 че-
ловек были казнены, а 150 человек содержались
в тюрьме в невыносимых условиях. Лишь через
4 года после процесса обвиняемые были оправда-
ны, а в 1702 году решение присяжных было при-
знано незаконным. Впрочем, виновные в «ошибке»
не были наказаны. Энн, сделав свое знаменитое
заявление, постриглась в монахини, но искупить
свой грех так и не успела - умерла при невыяснен-
ных обстоятельствах через месяц после пострига.
Позднее было выдвинуто множество версий, объ-
ясняющих
поведение
девочек-обвинительниц,
но ни одна из них не оказалась жизнеспособной.
История сохранила официальное объяснение: де-
вочки, солгав единожды, уже не могли остановить-
ся. В те суровые времена лжесвидетельство кара-
лось почти столь же сурово, как и колдовство.
РОКОВАЯ КНИГА
С чего же все начиналось? Еще за 206 лет до Салем-
ского процесса два немецких монаха написали
книгу по демонологии, ставшую роковой для ми-
роустройства Средневековья. И осталась бы она
просто «книгой про ведьм», но Яков Шпренгер и
Генрих Крамер были известными инквизиторами,
а Яков Ш пренгер к тому же - деканом Кельнского
университета.
Итак, эпохальный труд, о котором идет речь, но-
сил название «Молот ведьм» и на ближайшие два
с лишним века стал настольной книгой святой
инквизиции. Только в XV веке она была переизда-
на 16 раз! Впрочем, и сейчас ее можно с легкостью
найти, купить и прочитать. Бесспорно, «Молот
ведьм» и по сей день является основным и самым
мрачным из всех трудов по демонологии - в нем
самые древние легенды о черной магии сошлись с
церковными догмами того времени. Согласно за-
конам того смутного времени, инквизиция имела
право конфисковывать имущество осужденных.
48
ІЖ ЇІУ Ш \ 7-8 (50) июль-авгусг 2011
предыдущая страница 49 Колесо Жизни 2011 07-08 читать онлайн следующая страница 51 Колесо Жизни 2011 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст