Колесо Жизни
оджибве жили на Черепашьем Острове*. Бабушка-
паучиха Асабикаши заботилась о своих детях”, но
когда они расселились по четырем углам Северной
Америки, Асабикаши стало трудно совершать пу-
тешествия к каждой колыбели, и тогда она научила
женщин плести волшебную паутину.
Изначально ловцы снов предназначались для мла-
денцев и детей немногим постарше и не были рас-
считаны на длительное использование, и в этом был
свой смысл. Делали их из согнутых в обруч ивовых
прутьев и сухожилий или ниток Со временем ива вы-
сыхала и натяжение сухожилий ломало обруч. Это
символизировало быстротечность молодости. Об-
руч же для взрослых делали из нескольких сплетен-
ных между собой прутьев или из одного, но крепкого.
Круглая форма ловца снов символизирует ежеднев-
ное путешествие солнца по небу. А мест, где паутин-
ка соединяется с обручем, восемь - ровно столько,
сколько ног у Бабушки-паучихи. К центру ловца снов
привязывали перо - символ дыхания, воздуха.
Д0БРОЕ И ЗЛОЕ
Индейцы племен лакота, в отличие от оджибве, счи-
тают, что ловец снов ловит добрые мысли и сны, а
в отверстие в центре паутины уходят все негатив-
ные. А появился он так.
.. Когда мир еще был молод,
старец-шаман находился высоко в горах, и там пе-
ред ним предстал паук Иктоми - великий учитель
мудрости, и заговорил с ним на сокровенном языке.
Во время разговора Иктоми поднял ивовый обруч
старца, к которому были привязаны перья, конский
хвост, бусы, и начал плести паутину.
Он рассказывал старому шаману о циклах жизни:
мы начинаем жизнь детьми, потом взрослеем, по-
сле чего старимся, и за нами снова приходится уха-
живать, как за детьми, завершая цикл.
- И в каждый момент жизни, - говорил Иктоми, пле-
тя свою паутину, - мы сталкиваемся с множеством
сил. Некоторые несут нам вред, некоторые, наобо-
рот, могут помочь. Если ты будешь прислушиваться к
добрым силам, откроешься им, то они с радостью по-
могут тебе. Но если твой выбор окажется неправиль-
ным, ты можешь попасть в ловушку и пострадать.
Когда Иктоми закончил свою речь, он подал шама-
ну обруч с паутиной и сказал:
- Используй это, чтобы помочь своему народу до-
стичь цели, черпая из источника видений и снов. Если
ты доверишься Великому Духу, паутина будет ловить
добрые идеи, а злые будут уходить сквозь дыру.
С тех пор индейцы вешают ловцов снов над своей
постелью, чтобы отсеять доброе от злого. Добрые
сны и видения остаются в паутине жизни и хранятся
людьми, а злые проскальзывают сквозь дыру в сере-
дине паутины и перестают быть частью их жизни.
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА СНОВ
А вот ловец снов народов Сибири - кытгьем*” - ис-
ключительно шаманская вещь. Его предназначение -
поймать как можно больше сновидческих образов
(иногда пугающего содержания). Работая с такой
ловушкой, шаман учится бороться и побеждать.
Хотя ко всему следует подходить разумно. В ман-
сийском сказании «Сонный человек» говорится о
неумелом использовании сновидческой ловушки.
Герой рассказа, желая избавиться от сонливости,
вешает в изголовье силок и ложится спать. Ночью в
его силок попадает пестрая тетерка - его душа. Ге-
рой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата
в его недуге. О случившемся узнает друг этого чело-
века и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы
душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить
тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь.
Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он рас-
плачивается за свое незнание.
Как выглядит кытгьем? Это круглая деревянная
рама с натянутыми двухцветными нитями, часть
из которых разбивает окружность на 36 неравных
частей, а другая часть формирует левостороннюю
спираль. Смещенный вверх центр обозначается ме-
ховым кружком, от которого отходит длинный ко-
жаный шнурок с меховыми кисточками на конце.
Еще три таких же шнурка прикрепляют к нижней
части рамы. Различные фигурки животных и духов
размещают без какого-либо порядка по всему полю
плетения.
Круглая
рама
символизирует целост-
ность и гармонию Вселенной, ее оплот и одновре-
менно бесконечность. Землю и Серединный мир
вообще символизируют 36 направляющих нитей
темно-синего (черного) цвета, а левосторонняя
спираль из красной нити отражает характер По-
луночного Солнца - светила страны сновидений.
Меховой центр - это приманка для духов, кожаные
шнурки - дороги духов. Считают, что в течение дня
духи поднимаются по трем нижним шнуркам, про-
ходят через спираль и задерживаются в ворсинках
центра. С наступлением ночи пойманные таким об-
разом духи спускаются по центральному шнурку и
становятся образами снов. Приснившиеся образы
запечатлеваются впоследствии на ловушке в виде
маленьких фигурок, которые шаман подвешивает
в разных местах поля плетения. Таким образом, ло-
вушка служит и своеобразной записной книжкой,
по которой можно вспомнить давнишние сны.
Подготовила Милана Масберг
www.kolesogizni.com
17
предыдущая страница 18 Колесо Жизни 2011 06 читать онлайн следующая страница 20 Колесо Жизни 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст