Ж изнь - это
ком , п о д д е р ж к о й для в з р о с л о -
го, у к о т о р о г о д о л ж е н у ч и ться
сам. В п о с л е д н и е годы и з-за т а -
к и х за б л у ж д ен и й п ы ш н ы м ц в е -
то м
р а с ц в е л и две к р а й н о с т и :
в с е д о зв о л е н н о с т ь и л и с и л ь н о е
о г р а н и ч е н и е п о в е д е н и я д етей ,
м ол, « м ал ен ьки й еще». И д ет и
п р о т е с ту ю т п р о т и в э т о г о с в о -
и м
б е с к о н т р о л ь н ы м
п о в ед ен и ем .
Ещ е М ария М о н тессо -
р и п и сал а о т а к и х п р о -
я в л е н и я х
н е га т и в н о го
п о в ед ен и я, как п р о т е с т
д ет е й
п р о т и в
ч его -
л и б о , н а п е р в ы й взгляд,
н о р м а л ь н о г о д ля в з р о с -
л о го ч ел о век а. В с в о и х
н а б л ю д е н и я х за д вух-
т р е х л е т н и м и
м а л ы ш а -
м и М огггессори з а м е т и -
ла, ч то д ет и с т р е м я т с я к
д и с ц и п л и н е и бунтую т,
есл и
о н а
отсутствует.
Р е б е н о к
м о ж ет
б ы ть
в с т р ев о ж е н н ы м ,
р а с -
с т р о е н н ы м
д аж е
п о
так о й , п у стяк о в о й для
в зр о с л о го ,
п р и ч и н е ,
как о тсу тстви е п о с т о -
я н н о г о м еста для м ы ла
в в а н н о й ком н ате. Если
м ы л о л еж и т т о сп р ава
н а р ако ви н е, т о слева,
для в зр о с л о го эт о м о -
ж ет б ы ть б езр азл и ч н о ,
о н л е гк о сориентирую тся, а вот
д л я м ал ы ш а эт о слож н о, и о н м о -
ж ет н а ч а т ь кап р и зн и ч ать, п р о -
являть
н ед о во л ьство .
Ребенку,
ч то б ы о н м о г л егк о р азви ваться
и р асти , н у ж н ы у стан о в л ен н ы й
п о р я д о к в е щ е й и н еб о л ьш о й ,
о г р а н и ч е н н ы й вы бор.
О б р а т и т е
вн и м ан и е,
в
каком
р а н н ем в о зр а с т е э т о п р о явл я-
ется. И п о х о ж е, ч то н аблю даю -
щ и й ся д аж е уж е к п яти -ш ести
годам х а о с в вещ ах и игруш -
ках, - э т о уттущегтие взрослы х,
ко то р ы е, сам и т о го н е зам ечая,
п о к азал и сы н у и л и д о ч е р и н е -
гати вн ы й п р и м е р б есп о р яд к а и
даже.
.. п р и у ч и л и р еб ен к а к нему!
Ещ е о д и н п р и м ер . Ч асто б ы -
вает, ч то к т о -т о и з в зр о с л ы х
п р ед л агает ребен ку, к ак п а р т н е -
ру', вы б р ать, ч то н ад еть в сади к,
и о т к р ы в а е т п е р е д н и м ш каф
с о х р а н и т с я , и сд ел ать его будет
п р о щ е. И так, с о вето вать, п о м о -
гать, п о д д е р ж и в а т ь и вы б и рать
и з м н о г о г о м алы ш н е мож ет.
П оэтому' делать ребен ка п о л н о -
стью
р авн о п р авн ы м
другом-
п ар т н е р о м о п асн о , эт о чревато
н е то лько взаим н ы м н ед о п о н и -
м анием , ссо р ам и и капризам и,
Те,
кто всерьез думает,
что с ребенком МОЖНО
дружить, как с взрослым,
или что можно превозносить
детей, как более развитых
существ,
серьезные
п о и является н еп оси ль-
ны м гр у зо м для малыш а, а
зн ач и т, н е п о л езн о н и для
него, п и для родителей.
К ак ж е то гд а р а с ц е н и -
вать друж бу, в к о т о р о й
р о д и т е л ь д о л ж е н з а н и -
м ать
м е с то
главного?
В к а к и х сл у чаях реб ен ка
стои л’ д ер ж а ть «в р а м -
ках», а в как и х - нет?
с одеж дой .
И
туч в о зн и к а ю т
п р о б л ем ы - р е б е н о к т е р яется ,
м н ется, а п о т о м о т к а зы в а е тс я
о т всего и н а ч и н а е т к а п р и з -
н и чать. З н ак о м ая си ту ац и я, не
п р авд а ли? О казы вается, в силу7
ф и зи о л о г и ч е с к и х
о с о б е н н о -
стей р а зв и т и я н е р в н о й си стем ы
м алы ш и н е в с о с т о я н и и д ел ать
в ы б о р из б о л ь ш о го к о л и ч е с т в а
вещ ей и н е с т и ол’ветствеп тю сть
за него. А есл и п р ед л о ж и ть, н а -
п р и м ер , два к о м п л ек та одеж ды ,
то гд а и в о зм о ж н о с ть в ы б о р а
л у ч и ть м о ж н о .
К ак -то я в с т р е т и л а п р и -
м ер в л и т е р а л у р е - п и с ь м о от
м ам ы о д н о г о м алы ш а. М альчик
т р е х л е т п о д о ш ел к ж у р н ал ь-
ному' столи ку7
и стал б р ат ь м а-
м и н ы вещ и . П о ск о л ьк у р ан ьш е
э т о н е р а зр е ш а л о с ь , р е б е н о к
в н и м а т е л ь н о с м о т р е л м ам е в
глаза, б у дто сп р аш и вая: «М ож-
но? Н ельзя? А м ож ет, все-таки
м о ж н о ? Нет?» М ама н е п о зв о -
л и ла, у б р ав руку р еб ен ка. Так
п о в т о р и л о с ь
н е с к о л ь к о
раз:
м а л ь ч и к
п р о д о л ж а л
тянуться
к вещ ам , м ам а н е разреш ала.
ДОЗВОЛЕННОЕ
И НЕДОЗВОЛЕННОЕ
О д н а и з о с н о в н ы х п р и -
ч и н
« п л о х о го
п о вед е-
ния» д е т е й - э т о полу-
ч е н и е
о п ы та.
Р еб ен о к
вед ет себя н е га т и в н о не
т о л ь к о потом у, ч то ещ е
н е зн ает, ч т о т а к о е «пло-
хо», н о и в си л у то го , что
п о с т о я н н о
стр ем и тся
уб ед и ться,
явл яется
ли
п р а в и л о п р а в и л о м или
в с е -та к и ж е л а е м о е
п о -
52
www.kolesogizni.com
предыдущая страница 53 Колесо Жизни 2011 05 читать онлайн следующая страница 55 Колесо Жизни 2011 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст