Колесо Жизни
и
часто ролители готовы обвинить
своего
сына или
>
в том, что те велут себя ужасно, лелают назло!
же стоит за таким неуправляемым повелением,
ствительно ли ребенок может быть врагом,
вильно ли стараться стать лругом
для
своего чала
и что из всего этого может
а годы сво ей п ед аго -
гической
и т р е н е р -
ской д ея тел ь н о сти я
общ алась,
н а в ер н о е,
'
с со тн ей д етей р а з н о -
го возраста. Это бы ли и д ево ч ки
с синдромом о тл и ч н и ц , и м ал ь -
чики «оторви да брось». О ч ен ь
часто родители ж ал о вал и сь на
то, что их д ети н еу п р авл яем ы .
Но, глядя на эти х н е п о с е д л и -
вых малыш ей, я н и ко гд а н е з а -
мечала, чтобы о н и с п е ц и а л ь н о
делали что-то н азло, п л о х о , и
никогда не сказала бы, ч то о н и
хотели обидеть с в о и х р о д и т е -
лей или м еня - св о его в о с п и т а -
теля и наставника. А б со л ю тн о
честно могу' заявить: все, ч т о и с -
ходило от эти х н е у п р ав л я е м ы х
детей, об ъ ясн ял о сь в о з р а с т н ы -
ми особен ностям и и х п с и х и к и
и недостаточны м п о н и м а н и е м
взрослых, ч то с э т и м д ел а ть -
наказывать и ли нет, п р и зы в а ть
к дисциплине и л и нет, б о р о т ь -
ся или п о о щ р ять и т.д.
Только однаж ды я о т к а за л а с ь о т
работы с ребенкохм, когд а уви-
дела. что
1
м альчи к д е л а е т н азло.
Отказалась, п о то м у ч т о п о с т а в -
ленные п ер ед о м н о й и п е р е д
ним задачи о б у ч е н и я б ы л и н е -
выполнимы в т а к о й си ту ац и и ,
а
пси хологическую
п о м о щ ь
ребенку д о л ж ен
бы л
о к а за т ь
специалист, п р и ч е м в п о м о щ и
нуждались н е т о л ь к о м альчи к,
получиться?
по
и его «семья» - бабуш ка, с
к о т о р о й о н ж ил. У верен а, ч то
у всего
п р о и с х о д я щ е го б ы ли
в еск и е п р и ч и н ы : рОДИТСЛИ ОТ-
к а за л и с ь о т сы н а, когда о н бы л
со всем
м ал ен ьк и м , у п а п ы и
махмы б ы л и с в о и о тд е л ь н ы е се-
м ьи, а бабуш ка н е у ставал а п о д -
ч ер к и вать, к ак о й о н б ед н ы й и
о б д е л е н н ы й р еб е н о к . Я н е заб у -
ду т о т сл у чай - э т о бы л п ер в ы й
и п о с л е д н и й раз, когда р е б е н о к
по-настоящ ехм у враж д овал, вел
себ я
вы зы ваю щ е,
п р о т и в о р е -
ч и л сп е ц и а л ь н о .
НАРАВНЕ СО ВЗРОСЛЫМ?
И так, кто, п о ваш ем у м н ен и ю ,
р е б е н о к для вас - друг и л и враг?
К ак ч ас т о о н с т ан о в и т с я д р у -
гом , в к ак и х случаях ведет себя,
как враг? Д а и ч то т а к о е друж ба
м еж ду р о д и т ел е м и р е б е н к о м ,
во зм о ж н а л и о н а в п р и н ц и п е ?
Ведь есл и р а зб и р а ть ся в в е к о -
вом
в о п р о с е
друж бы -враж ды ,
т о хможно зам ети ть , чт о э т о две
с т о р о н ы о д н о й м едали, о ч е н ь
б л и зк и е п о н яти я. Ведь там , где
друж ба, н е о ж и д а н н о м о ж ет п о д -
н я ть сво ю го л о ву враж да, а заяд -
л ы е в р а ги в о д и н п р е к р а с н ы й
д ен ь м огут стать друзьями.
..
В раги и ли д р у зья - э т о п р еж д е
всего р а в н ы е в есо в ы е к а т е го -
р и и у л ю д ей , в о в л е ч е н н ы х в
т а к и е о т н о ш ен и я . Е сли взять
друж бу, т о э т о в п ервую о ч е -
р ед ь р а в н о п р а в и е , ведь н а с т о я -
щ и е д р у зья яв л яю тся п а р т н е -
р ам и . М о ж ет л и р е б е н о к бы ть
р а в н о п р а в н ы м п а р т н е р о м для
в зр о с л о го , в к а к и х сл у ч аях т а -
к о е р а в н о п р а в и е у м естн о , а в
к а к и х нет?
Д ля
н а ч а л а
н а д о
всп о м н и ть ,
ч т о в каж до м в о зр а с т е д ет и и
п о д р о с т к и
п р о х о д я т
о п р е д е -
л е н н ы е э т а п ы св о е го р азв и ти я.
О ч ев и д н о , ч то р е б е н о к н е т а -
к о й же, как в зр о сл ы й . хМожет л и
о н б ы ть р а в н о п р а в н ы м п а р т н е -
р о м в зр о сл о го ? Да, н о т о л ь к о в
двух случаях: в и г р е и л и когда
сам с т а н е т в зр о сл ы м . Д о э т о го
в р е м е н и - н ет, э т о о б у сл о в л е н о
в о зр а с т н ы м и
о с о б е н н о с т я м и
п с и х и ч е с к о го развития*.
З н ач и т , в о п р е д е л е н н о м Схмыс-
л е
р а в н о п р а в н ы м и
д р у зьям и
в сехмье р е б е н о к и р о д и тел и , а
так ж е р е б е н о к и бабуш ка и л и
дедуш ка бы ть н е могут. И м е н н о
поэтохму те, кто в с е р ь е з д у м а-
ет, ч т о с ребенкохм м о ж н о д р у -
ж и ть, как с в зр о с л ы м , и ли что
м о ж н о о т н о с и т ь с я к детям, как
к у ч и тел ям , и п р е в о зн о с и т ь их,
как б о л е е р а зв и т ы х сущ еств, -
р и с к у ю т со в ер ш и ть с е р ь е зн ы е
о ш и б ки . Ведь р е б е н о к н е м о ж ет
вы д ер ж ать т а к о й о т в е т с т в е н н о -
сти - бы ть у ч и тел ем , со в е тч и -
* Заметим, что словосочетания «психическое развитие» и «физиологическое развитие»
для обозначения возрастных перемен применимы только до наступления «взрослости»,
то есть к детялл и подросткам. К зрелым людям они уже не относятся, это и понятно -
развитие закончилось, человек вырос.
Ребенок не может выдержать такой
ответственности - быть учителем, советчиком,
поддержкой для взрослого, у которого
должен учиться са/
51
предыдущая страница 52 Колесо Жизни 2011 05 читать онлайн следующая страница 54 Колесо Жизни 2011 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст