сХл
Чвяли
является моей собственностью, а что нет, или где
заканчиваюсь я и начинаются другие люди. Други-
ми словами, если представить себе свое «Я» в виде
круга, «жизненная территория» будет находиться
внутри линии окружности, которая разграничи-
вает мои и чужие права, а также мои и чужие про-
блемы.
Одна из известнейших молитв святого Фран-
циска звучала так: «Господи, дай мне силы изменить
то, что я могу изменить. Дай мне смирения, чтобы
принять то, что я не могу изменить. И дай мне му-
дрости, чтобы отличить первое от второго».
Рискну предположить, что понятие границ сво-
ей жизненной тер-
ритории и было ча-
стью той мудрости,
о которой просил
древний
святой.
Вектор
смирения
должен
быть
на-
правлен к другим -
изменить их про-
тив их воли мы, увы,
не в состоянии - да
и не имеем на это
права. Сила же не-
обходима нам для
того,
чтобы
тво-
рить все, что мы за-
хотим, с собой и с
тем, что мы счита-
ем своим, - а также
с теми, кто на это
самое «мое» пося-
гает, пока они на
нашей территории
находятся.
Вы можете сме-
ло отнести к своей
жизненной территории то, что вам было дано от
рождения, то, что вы заслужили или заработали в
ходе своего развития, а также то, что вам принад-
лежит по праву. Такое определение исчерпывающе
очерчивает границы наших владений и дает нам
необходимые пояснения и права для того, чтобы
держать от них подальше всех, кто на них посягает,
используя для этого все известные нам силы и сред-
ства. Все конфликты мира, все обиды и проблемы
проистекают именно из-за неумения одних отстаи-
вать свою жизненную территорию, а других - дер-
жаться в собственных границах, а также неспособ-
ности и тех, и других различать ту тонкую грань,
которая отделяет их друг от друга, и уважать ее.
Напомню старинную притчу.
К мудрецу пришла женщина и сказала:
- Моего мужа нужно лечить. Он серьезно болен.
- Как проявляется его болезнь? - спросил м удрец.
- Он не ночует дома, ходит с разными женщи-
нами и, вообще, делает что хочет, - отвечала она.
- А вы что в это время делаете? - спросил мудрец.
- Как это что? Сижу дома и страдаю.
- Ничего не могу поделать, - последовал ответ, -
лечить нужно того, кто страдает.
Приверженцы стереотипов «общепринятого»
поведения всегда пытаются лечить того, кто дела-
ет то, что он хочет, хотя те, кто понимает принцип
жизненной территории, знают: лечение необходи-
мо только тем, кто страдает. И в самом деле, у жен-
щины было минимум три варианта действий:
а) уйти от своего мужа и найти такого, чьи ценно-
сти совпадали бы
с ее жизненными
принципами;
б) смириться с тем,
что ему для счастья
нужно
обладать
многими
женщи-
нами, хотя ей все
равно необходим
ТОЛЬКО ОН ОДИН;
в) наконец, пой-
ти и сделать то же,
что позволяет себе
и он, - и больше не
жаловаться.
Конечно,
кто-то,
подобно этой жен-
щине, может вы-
брать и четвертый
вариант - сидеть
и страдать и при
этом
хотеть
из-
менить свою жену
или своего мужа,
чтобы
страдания
прекратились. Од-
нако возможны и другие варианты - для тех, кто
научился уважать чужую территорию и чувствовать
ее границы.
Так, например, в одной знакомой мне семье за-
пустивший учебу шестиклассник на вопрос мамы,
кем же он со своими оценками в будущем собира-
ется стать, попросту ответил:
- Автомехаником!
К чести мамы, она не стала устраивать домаш-
него террора - выяснив, как много сын знает о бу-
дущей профессии, и убедившись в том, что он не бу-
дет жалеть о своем выборе, она приняла его сторону
перед возмущенной школьной общественностью.
Впрочем, узнав, что хороший аттестат подростку
не нужен, учителя сами стали тянуть его с двоек на
тройки, чтобы не ухудшать своих показателей. Сын
кое-как закончил школу, платные курсы, отслужил
армию, устроился на работу - и счастлив!
/
Все конфликты мира, все обиды и проблемы
проистекают из-за неумения одних
отстаивать свою жизненную территорию,
а других - держаться в собственных границах
53
предыдущая страница 54 Колесо Жизни 2010 06 читать онлайн следующая страница 56 Колесо Жизни 2010 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст