ЖИЗНЬ - ЭТО СОСТОЯНИЕ
дол» - она напоминает о возможности избежать
цикла перерождений и сообщает, когда и при каких
условиях это возможно.
«Тибетскую книгу мертвых» читают, как псалтырь
у христиан, в течение 40 дней со смерти, исклю-
чая первые три дня. Правда, если умерший беден
и заплатить чтецу нечем, этот срок укорачивают.
А иногда «Бардо Тходол» вообще читают лишь в
дни поминовения - третий, девятый, двадцатый
и сороковой после смерти. Причем читать ее мо-
жет не только духовное лицо, но и любой готовый
к этому человек. Если же «Бардо Тходол» просто
некому читать, ее кладут под голову ушедшему.
Итак, это книга-наставление живущим о том, как
при жизни подготовиться к, увы, неизбежному ухо-
ду отсюда. Это наставление о том, как вести себя в
момент умирания и после него. Эта книга о том, что
ожидает человека на «границе» в момент перехода
и далее, пока он вновь не явится назад, в очередное
беспамятное существование на Земле, и о том, что
нужно сделать, чтобы избежать этого беспамятного
существования.
Строго говоря, главная цель «Бардо Тходол» - обра-
тить внимание человека на всегда присутствующую
возможность освобождения, помочь умирающему
избежать новых воплощений и достичь нирваны
(вечного блаженства). Причем очень важным счита-
ется тщательное изучение «Бардо Тходол» еще при
жизни - для максимального увеличения шанса стать
Освобожденным в момент ухода.
Сам текст состоит из трех частей, описывающих три
сменяющихся состояния. Первая часть - наставление
о признаках смерти для умирающего, а также человека,
сопровождающего его в последний путь. Она описывает
внешние явления и внутренние проявления в психиче-
ской деятельности, происходящие во время умирания, а
также самый простой путь к Освобождению - осознание
происходящего и осознание своей божественной сути.
Все эти поиски и исследования смысла смерти и пере-
воплощения помогли мне ответить на некоторые вопро-
сы и укрепить свои убеждения новым каркасом. Но все
же я была растеряна: я не знала, как использовать это в
своей жизни. Если часть меня всегда существовала в иные
времена, в иных жизнях, как это могло повлиять на мою
нынешнюю жизнь в практическом смысле? И если рисунок
мыслей и переживаний переходит из жизни в жизнь, то как
мы можем его изменить? На эти вопросы у меня не было
ответов.
.. Мне нужно было знать больше. Моя жизнь за-
висела от этого.
..
Из книги Кэрол Боумэн
«Прошлые жизни детей. Как воспоминания о прошлых
жизнях влияют на вашего ребенка»
Вторая часть рассматривает состояние, которое
следует сразу же за наступлением собственно смер-
ти, и содержащее «кармические иллюзии» - ловуш-
ки для сознания, осознание которых гарантирует
Освобождение.
Третья часть описывает события, предшествующие но-
вому рождению, а также описывает возможности даже
в этом случае прийти к осознанию иллюзорности про-
исходящего - и следовательно, к Освобождению.
П О Д ТВ Е Р Ж Д А Ю Щ И Е ПАРАЛЛЕЛИ
Несмотря на множество различий, есть в этих произ-
ведениях и то, что заставляет всерьез задуматься о су-
ществовании общего первоисточника для обеих книг.
Это сцены Высшего Суда в «Бардо Тходол» и в
«Египетской книге мертвых». А точнее, ключевое
его событие - момент взвешивания. Перед Дхар-
ма Раджой - верховным судьей в «Тибетской кни-
ге мертвых» - на одну чашу весов кладут белые, а
на другую - черные камни, означающие, соответ-
ственно, добрые и злые дела. А перед Осирисом в
«Египетской книге мертвых» взвешивают сердце,
положив его на одну чашу, а на другую кладут перо
Маат. Сердце - это символ и вместилище совести,
а перо - знак богини Правды. От умершего не тре-
бовалось, чтобы его сердце оказалось легче пера
Маат - символа закона, находившегося на другой
чаше; достаточно было равновесия.
В «Египетской книге мертвых» за весами наблюдает
бог мудрости Тот, у него тело человека и голова обе-
зьяны (реже - голова ибиса). В «Тибетской книге
мертвых» за взвешивание отвечает бог Шинджи, тоже
с обезьяньей головой.
В обоих описаниях Суда действие происходит в при-
сутствии множества богов, часть из которых - с чело-
веческими головами, а часть - с головами животных.
Страшное чудище, готовое поглотить виновного, под-
жидает вердикта в «Египетской книге мертвых», в
«Бардо Тходол» демоны ожидают злодея, готовые ута-
щить его в ад.
Бог Тот держит дощечку с записями, содержащими
всю информацию об умершем, Дхарма Раджа, соот-
ветственно, смотрит в Зеркало Кармы.
В обеих книгах, первый раз обращаясь к Высшему
Суду, умерший заявляет, что он невиновен.
Явные параллели в описаниях ключевых моментов
обеих книг позволяют сделать вывод о наличии неких
утраченных к сегодняшнему дню знаний. А сами эти
сакральные тексты приглашают задуматься не столько
о бренности земной жизни, сколько о необходимости
прожить ее осознанно. Следуя мудрости предков и
прислушиваясь к голосу совести.
..
Олег Андриенко,
тренер, танатолог-танатотерапевт, Москва
4 6
ЬтЮизни
| 7-8 (60) июль-август 2012
предыдущая страница 47 Колесо Жизни 2012 07-08 читать онлайн следующая страница 49 Колесо Жизни 2012 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст