жизнь-это
датируются началом 3 тысячелетия до н.э. Египтологи
объединяют все существующие на эту тему тексты в
три версии, исходя из места обнаружения и времени
использования.
Первая из них - Гелиопольская, самая древняя. Пред-
ставлена иероглифическими текстами пирамид в Сак-
каре, которые относят к периоду 5-й и 6-й династий, и
на саркофагах 11-й и 12-й династий упрощенными ие-
роглифами. То есть они созданы между 2350 и 2175 го-
дами до н.э. и являются наиболее древними памятни-
ками письменности не только Египта, но всей истории
человечества. При этом, знакомясь с текстом и тем, как
он написан, мы понимаем, что это изложение еще бо-
лее ранних текстов.
Вторая версия - Фивская, написана на папирусах и
саркофагах в период с 18-й по 22-ю династии.
Третья
версия
-
Саит-
ская.
Демонстрирует
упадок египетского жре-
чества, утрату культуры
подготовки
к смерти
и
посмертного сопровожде-
ния умерших. Ведь если
Гелиопольские и Фивские
тексты занимали огром-
ные
площади
внутри
пирамид и десятки метров папирусов с четко нане-
сенными символами, даже в захоронениях не самых
знатных египтян, то самые поздние тексты Саитской
версии представлены неразборчивыми каракулями
на крохотных клочках папируса.
Забегая немного вперед, отметим, что в отличие от еги-
петских текстов, изначально разрозненных и кое-где
даже противоречивых, «Тибетская книга мертвых»,
судя по четкости структуры и логичности изложения,
сохранилась в первозданном виде. Хотя у тибетцев,
как и в Египте, все священные тексты до появления
письменности заучивались наизусть. Впрочем, заучи-
ваются они наизусть и сейчас.
Стоит также отметить, что «Египетская книга мерт-
вых» —
это сборник текстов, написанных множеством
авторов (хотя формально считается, что ее написал
Я был судим, я был оправдан.
Я преобладаю над своими
врагами. Произойдет с ними то,
что они делали против меня.
Египетская книга мертвых
сам Тот - бог-летописец из египетско-
го Пантеона богов). Кроме того, эти свя-
щенные тексты не отражают верований или
религиозных воззрений всего Древнего Егип-
та, в них нашли себе место верования множества
сопредельных с Египтом народов. Но это не умаляет
достоинств поистине великого исторического и рели-
гиозного произведения, несущего сакральные знания
мудрецов древности сквозь тысячелетия.
Обратимся теперь непосредственно к содержанию.
Прежде всего «Египетская книга мертвых» описыва-
ет условия жизни, при которых душа ушедшего может
получить бессмертие и оказаться среди богов.
Важное место в текстах занимает описание мест, через
которые душа будет перемещаться после того как по-
кинет тело, и рассказ о том, что ее там ожидает. Также
эти тексты подробно опи-
сывают и называют су-
щества и божества, кото-
рые сопровождают душу
умершего на Высший Суд
Осириса
(бога
воскре-
сения), и все предметы,
встречающиеся
на
пути
души. Кроме того, даются
подробные
инструкции
для умершего, как себя вести на протяжении всего
этого пути. При изучении текстов заметна трансфор-
мация взглядов и представлений. В додинастические
времена люди верили, что умершие возрождаются в
Раю в тех же самых телах, что и жили на Земле. За-
тем, во времена первых династий, тексты четко про-
возглашают: «Ра получает тебя душой на Небе, телом
на Земле». Пирамида Унаса (5-я династия). А надпись
на одной из поздних пирамид эпохи Птолемеев - пи-
рамиде Тети - сообщает человеку: «Небо владеет ду-
шою твоею, Земля же получает тело».
Археолог и египтолог Уоллис Бадж (1857-1934) де-
лает на основании изучения текстов такой вывод: мы
видим, таким образом, что сущность человека состо-
ит из тела, души и духа. Но возрождаются ли они для
жизни в загробном мире? Египетские тексты на этот
4 4
іТМ ізни
| 7-8 (60) июль-август 2012
предыдущая страница 45 Колесо Жизни 2012 07-08 читать онлайн следующая страница 47 Колесо Жизни 2012 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст