В
от я пришел к тебе. Я принес тебе
правду, я отогнал ложь для тебя.
Я не поступал неправедно ни с кем; я не
убивал людей. Я не творил зла вместо
справедливости. Я не знаю ничего, что не-
чисто. Я не притеснял бедного. Я не делал
того, что мерзко богам. Не оскорблял я
слугу перед хозяином. Я не причинял нико-
му страданий. Никого не заставлял плакать.
Я не убивал и не заставлял убивать.
Я никому не причинял боли. Я не уменьшал
жертвенную еду в храмах. Я не уносил
хлеба богов. Я не присваивал заупокойных
даров. Я не развратничал. Я не мужелож-
ствовап. Я не уменьшал меры зерна.
Я не убавлял меры длины. Я не покушался
на чужие поля. Я не утяжелял гири весов.
Я не облегчал чаши весов. Я не отнимал
молока от уст младенца. Я не уводил скот
с его пастбищ. Я не ловил птиц богов, не
удил рыбу в их водоемах. Я не задерживал
воду в ее время. Я не строил запруд на
текущей воде. Я не гасил огонь в его время.
Я не удалял скот от имущества Бога.
Я не задерживал Бога при его выходах.
Я чист, я чист, я чист, я чист!
і1
описывающих смерть и послесмертие. Особый интерес
вызывает и возможность прикоснуться к личному опыту
людей, переживших клиническую смерть.
Вера в возможность жизни после жизни сопровожда-
ет человечество, пожалуй, на всем протяжении его
развития. Тема смерти и бессмертия в том или ином
виде встречается в преданиях, сказаниях, сказках и
былинах, наверное, всех народов и народностей мира.
Она же служит краеугольным камнем всех религий и
верований. Видимо, именно вера в возможность бес-
смертия, свойственная большинству народов начиная
с некоторого периода их развития, породила такой
феномен, как «Книги мертвых». И пусть у разных
цивилизаций и народов такие книги назывались по-
разному, предназначение каждого из трактатов при-
мерно одно и то же - подготовить живущего надлежа-
щим образом, чтобы он не заблудился в послесмертии,
и сопроводить по правильному пути уже умершего,
помочь ему миновать все опасности загробного мира,
пройти посмертный Высший Суд и вновь вернуться
на Землю, ожить, воскреснуть, «обновиться».
Священные тексты учат не столько «правильно» уми-
рать, сколько «правильно» (праведно) жить. Причем
понимание о праведности, путях ее достижения у каж-
дого свои, как и о воздаянии за праведность. Некото-
рые из книг говорят только о Рае для избранных, дру-
гие - о Рае для праведников, третьи - о Рае и Аде, ряд
религий вводит понятие «Чистилища» - некоего про-
межуточного места, где грешникам дается последний
шанс заслужить право попасть в Рай. Однако не буду
акцентировать ваше внимание на источниках этих
представлений о послесмертии. Напомню вам о дру-
гом: когда человек знает, что впереди его ждет какое-
то важное событие, то сознательно готовится к нему.
Но задумайтесь над следующим фактом: большинство
людей в западной культуре совершенно не готовит-
ся к неизбежному событию в жизни - к собственной
смерти. Эта тема не то что не обсуждается - она просто
табуирована! В древних же культурах и в восточных
культурах, где и сегодня существуют «школы умира-
ния», дающие возможность узнать, что ожидает чело-
века после жизни, люди свободны от страха смерти.
Давайте рассмотрим самые древние священные тексты,
которые традиционно называют «Книгами мертвых».
Причем если первый из них утратил свою практиче-
скую ценность и прежде всего является историческим
памятником, который, к тому же, никто не может про-
читать вслух, ибо мы утеряли фонетику клинописи, то
второй - это «живой», звучащий и сегодня, как 5 ты-
сяч лет назад, «работающий» ритуальный текст.
Итак, как вы уже наверняка догадались, мы будем
сравнивать «Египетскую книгу мертвых» и «Тибет-
скую книгу мертвых».
ЕГИПЕТСКАЯ КНИГА М ЕРТВЫ Х
В первую очередь нужно сказать, что «Египетская кни-
га мертвых» - это условное название для множества
письменных источников, причем самые ранние из них
www.kolesogizni.com
4 3
предыдущая страница 44 Колесо Жизни 2012 07-08 читать онлайн следующая страница 46 Колесо Жизни 2012 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст