ВЫЧИТАННЫЕ ЗНАНИИ
Человек,
изучавший
психологию
по
книгам,
может
быть прекрасным
теоретиком,
приводить
правильные
примеры
и блистать терминами, даже читать лекции,
но
при
этом
абсолютно
не
применять
свои
знания
в
собственной жизни.
И в бытовом конфликте он часто
ничем не отличается в поведении от дилетанта в пси-
хологии.
Оказывается, наши знания никак не влияют
на наше поведение. В своих поступках мы руководству-
емся привычками, навыками, стереотипами поведения,
которые вырабатываются годами. Именно поэтому зна-
ния из книг по практической психологии так малоэф-
фективны для изменения себя. Ведь изменяют человека
ситуации, активным участником которых он является
(участником, а не наблюдателем). Ситуации, в которых
он глубоко переживает происходящее и вынужден ме-
нять свои стереотипы, чтобы разрешить проблему. Для
изменения
или
созда-
ния нового стереотипа
нужно,
чтобы
человек
сам
открыл,
пережил
для
себя
истину.
А
не
прочел о ней.
Добровольно
войти
в
сложную
ситуацию,
для
которой
нет
сте-
реотипов
поведения,
очень трудно. Обычно,
желая
создать
новый
шаблон поведения, че-
ловек привязывается к чему-то внешнему, например к
общественному мнению, которое говорит о вреде куре-
ния, или к смене даты, чтобы иметь, так сказать, основу
для изменения жизни. Но создание стереотипа - очень
длительный
и трудоемкий
процесс,
который
опреде-
ляется в первую очередь волевыми качествами. И если
их недостаточно, то обещание себе начать с понедель-
ника новую жизнь не увенчается ничем.
Часто люди сетуют на то, что поступили не так, как сле-
довало. Поссорились с супругом, хотя знали, что такое
выяснение
отношений
не
помогает
решить
спорный
вопрос. Не смогли сделать замечание курильщику на
остановке, хотя знали, что в общественных местах ку-
рить запрещено. Накричали на ребенка, хотя помнят,
как
неприятно
было
в
детстве
выслушивать
ругань
своих родителей.
Знаем, но.
.. не делаем.
НТО ДЕЛАТЬ? ПРАКТИКУМ
Для того чтобы наконец разорвать порочный круг за-
дних мыслей и страхов, можно воспользоваться
про-
стым
способом.
Да,
придется
уделить
ему
немного
внимания. Но это внимание с лихвой компенсируется
улучшением качества вашей жизни.
Заведите себе
«Блокнот задних
мыслей»
и
записывайте
в
него
все,
что
сделали
не так,
но только
через
время
поняли,
как нужно
было
Заведите
себе
«Блокнот
задних
мыслей»
и
запи-
сывайте
в
него
все,
что
сделали
не так,
но только
через
время
поняли,
как
нужно
было.
Можно
так
и записать:
в такой-то ситуации делать то-то и то-
то запрещено, лучше поступить так-то.
И
вечером,
когда есть свободная минута, перечитывайте запи-
си за день, вспоминайте события
и
представляйте,
как следовало
поступить.
Главное -
продержаться
первые 2-3 недели, честно записывая и работая над
своими
ошибками.
Это
нужно,
чтобы,
во-первых,
занятия
приобрели
системность,
а
во-вторых,
и
это
главное,
чтобы
в
подсознании
сформировал-
ся
четкий алгоритм, срабатывающий
на узнавание
ситуации, и автоматически прерывающий ее. Ваше
подсознание
начнет
узнавать
«неправильные»
си-
туации
еще до того,
как они
разовьются,
и
выдаст
ответ на-гора:
«Опа, так это же у меня
в блокноте
записано!
А
как
там
не
нужно
поступать?
Ага,
на
трамвайного
хама
не
кричать,
а
улыбнуться
широ-
ко
и
с
легкой
сни-
сходительностью ».
Главное - распознать
нужный момент.
На
первый
взгляд
непривычно,
да
и
подобной
работой
обычно
люди
не
за-
нимаются. Но ведь и живут такие люди, как все: ру-
гаются в трамвае, выясняют отношения с супругом,
кричат
на детей.
Хотите,
чтобы люди,
с
которыми
вы
делите
кров,
были
счастливы?
Подумайте
над
тем, как вам нужно себя вести. Подумать придется
наперед, но ведь не зря в вашем блокноте будет за-
писано не только то, чего нельзя,
но и то, что нуж-
но. Сын купил черствый хлеб? Когда в следующий
раз соберется в магазин, дайте четкие инструкции,
какой
хлеб
покупать.
Да,
вам
придется
помнить
о
том,
что,
кому
и
когда
нужно
напомнить,
но
ведь
это
вы
хотите
получить
результат
в
виде
комфор-
та
и
хороших
отношений?
А
осваивая
понимание
«Правила нужного момента», вы
и своим близким
его передадите.
Начните
организовывать
себя,
понимать,
чего
хоти-
те
добиться.
Начните
интересоваться
своим
знани-
ем,
превращать
из
рафинированного,
абстрактного,
книжного «читал» в то, что вам интересно, то, в чем вы
разбираетесь. Пусть даже теоретически. А потом с по-
мощью простого шага превратите знания в действия.
Поверьте, это произойдет практически незаметно.
Денис Толстун,
педагог, психофизиолог
www.kolesogiznl.com
63
предыдущая страница 64 Колесо Жизни 2012 06 читать онлайн следующая страница 66 Колесо Жизни 2012 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст