наших семьях занимаются женщины - они просто энер-
гетически мощнее и физически выносливее.
Ну а что же было с нами потом? Мы росли, бегали по
квартире,
осваивали
мир
семейных
интересов
и
бо-
готворили в любви своей Маму-богиню и Папу - ве-
ликого
бога.
Пришло
время
осваивать
пространства
побольше - садик, школу. Здесь, конечно, появились
и другие авторитеты, но родительские взгляды, ценно-
сти, принципы - неколебимо приоритетны. Даже если
в их действиях было что-то и не очень, мы, любя стара-
лись оправдать и часто не хотели видеть правду.
яркости и свободы, неприятия взрослой конвенциональ-
ной* реальности - защита своей человеческой «инаково-
сти». Ну а формы-то - дело такое, насколько фантазии и
воспитания хватает. Конечно же, логика во всем этом про-
цессе выяснения отношений присутствует весьма услов-
но - зато как много чувств и переживаний, обостренного
восприятия собственной правоты и достоинства!
ЭТО
ИСТОРИЯ
И
ПРО
НИХ,
И
ПРО
НАС
Как
же
разворачиваются
сценарии
подобных
кон-
фликтов отцов и детей? На самом деле все зависит от
ОТ ТРИНАДЦАТИ
И
СТАРШЕ
Что же с нами произошло потом? Куда подевалась эта
идиллия? И откуда взялись всякие сложности?
С нами произошла потрясающая вещь - революция! Мы
лет тринадцать жили за счет чужой
энергии,
а теперь
ситуация принципиально изменилась - у нас появился
собственный энергетический
избыток.
Биология,
Ваше
Величество, пришло время ваше-
го царства!
Мы смотрели на себя
в зеркале и замирали от восторга,
слышали
изменившийся
голос,
ощущали
оценивающие
взгляды
со
стороны
-
вот
он,
взрослый
мир!
И самый важный момент -
впервые
возникло
переживание
собственной
уникальности:
я та-
j
кая одна - нет подобия и быть не может, я такой один и
заявляю об этом всем! И конечно же, нам хотелось всем
этим поделиться прежде всего с самыми близкими - па-
пой и мамой. А в ответ: «Ну и что, вот великая ценность!
Лучше о будущей профессии
подумай,
поступать ведь
скоро. И вообще, будь как все». Слов и эмоций было, ко-
нечно же, гораздо больше, но суть проста: для того чтобы
войти во взрослый мир, нужно освоить общепризнанные
правила игры и засунуть куда подальше эту преслову тую
уникальность. Но как же можно расстаться по собствен-
ной
воле с только что обретенным чудом?
Как можно
предать себя? Поэтому подростки сбиваются в стаи себе
подобных и «выходят на тропу войны». С кем? Да теми,
кого еще вчера боготворили, - с родителями. Начинают-
ся «бойня», взаимные угрозы, разрабатываются тактика
и стратегия действий - «на войне как на войне». Парал-
лельно происходят ломка авторитетов и переоценка цен-
ностей. Это очень больно, ведь привычный мир детства
рушится. Но если родственники и взрослые не слышат
и не понимают, то детям нужно идти на улицу, в клуб -
туда, где свои.
Почему так часто весь этот процесс сопровождается под-
ростковым эпатажем? Эпатаж - это демонстрация своей
Чем и как можно помочь им
таким дорогим
и
таким
безумным?
внутренней силы молодого человека и от силы сопро-
тивления ближнего и дальнего социума - родственни-
ков, педагогов и т.д.
Итак, существующие варианты выхода из данной си-
туации:
подросток прошел через все конфликты и остался
несломленным борцом;
он
обозлился,
и
эта
агрессивная
позиция
стала
основным фоном его жизни;
он
сдался полностью
и
пре-
вратился
в
покорное
инфан-
тильное существо.
В зависимости от того, какой ва-
риант срабатывает, складывает-
ся датьнейшая жизнь молодого
человека.
Конечно
же,
понятно,
что
пер-
вый
вариант наиболее психологически здоровый, так
как у подростка остаются внутренняя сила, яркие ам-
биции, вера в свою уникальность, а значит, и в гениаль-
ность. Из таких вырастают яркие личности и лидеры.
Второй
вариант:
необъяснимая
зачастую
неудовлет-
воренность жизнью приводит человека к жажде мести
всем и за все.
Третий вариант заставляет людей чувствовать себя сла-
быми, неспособными принимать самостоятельные реше-
ния. Поэтому они вынуждены приспосабливаться, искать
сильных и внутренне взрослых партнеров по жизни.
Вот такая история. Это история и про них, и про нас -
нужно только вспомнить, как у каждого из нас склады-
вались обстоятельства.
И
остается
последний
вопрос:
чем
и
как
можно
по-
мочь
им,
таким дорогим и таким безумным? Я не бе-
русь однозначно отвечать на этот вопрос.
Наверное,
здесь
не
может
быть
конкретных
советов.
Но
если
мы, взрослые и мудрые, сделаем усилие и переступим
через собственную гордыню, то, возможно, глаза от-
кроются и мы увидим их - таких беззащитных перед
социальным миром и таких сильных в своих мечтах,
в вере в себя и в ощущении свободы.
Главное - чтобы мы сделали такую попытку.
* Конвенциональный (от лат. сот/епйопаНэ - соответствующий договору,
согласованный) - условный, общепринятый, соответствующий традици-
ям (Словарь иностранных слов).
Виктория Болковая,
психолог, тренер
www.kolesogizni.com
37
предыдущая страница 38 Колесо Жизни 2012 05 читать онлайн следующая страница 40 Колесо Жизни 2012 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст