прекрасно понимают, какая в этом
корысть: мотивируя своими несча-
стьями, требовать защиты, заботы,
внимания и помощи, в том числе
финансовой. А если человек не про-
сит поддержки п заботы? Нс при-
творяется умирающим лебедем, не
закатывает манипулятивных сцен
и истерик? Если страдает молча,
депрессивно переживая свой сце-
нарий
жертвы
глубоко
внутри?
II уже не делится проблемой и бо-
лью ни с кем, потому что знает - не
поймут или, еще хуже, - осудят.
Какая выгода может быть в таком
случае?
Чтобы разобраться, для начала не-
обходимо согласиться с постула-
том о том, что понятие «жертва»
подразумевает действительно по-
страдавшую сторону. С оче-
видным и логичным выводом
о
существовании
агрессора
(или тирана, обидчика) и, по
возможности, - спасителя*.
Иногда, в особо извращен-
ных случаях, тиран сам берет
на себя роль спасающего, пе-
риодически жалея собствен-
ную жертву и, словно бросая
кость
изголодавшемуся
псу, тем
самым намертво привязывая ее к
себе. Привязывая тем, что жерт-
ва продолжает пытаться доказать
свою полноценность, «хорошесть»
и то, что нельзя так ужасно с ней
поступать, гнобя на каждом шагу.
«Подачка» порции жалости вселя-
ет надежду, что «тиран» наконец-то
«оценил», «понял свою ошибку» и
даже раскаялся. Эта мысль моти-
вирует терпеть дальше и бороться
до «победного конца». (Неизвест-
но,
правда,
чей конец
наступит
раньше.) То есть до полного рас-
каяния тирана, которое никогда по-
настоящему не настанет.
Сама же жертва может быть как
пассивной «терпилой», так и агрес-
сивной. требовательной, буквально
терроризирующей других. Из наи-
лучших побуждений, конечно. Тема
эта очень сложная, и тонкости игры
могла быть достаточно запутаны,
однако есть некие основные схемы,
которые могут помочь узнать этих
троих в себе и попробовать хоть
как-то с этим всем разобраться.
Начнем со слова «быть», ведь имен-
но бытие определяет сознание. Как
минимум
в
начале
жизненного
пути. И здесь возникает один из са-
мых важных вопросов: добровольно
ли человек становится жертвой, по
собственному выбору или нет? Го-
воря об этом, обычно опираются на
идею о том, что каждый человек по
природе своей свободен и имеет не-
кий свободный выбор, но крайней
Человек - жертва своих
убеждений, а не кого-то
или чего-то извне
ш
и
мере в большей степени, чем жи-
вотное. У животных в этом плане
совсем туго: можно родиться либо
в неволе, либо на воле. Хотя может
быть и хуже: словили, приручили,
выдрессировали, подавили
волю,
заставили что-то делать - и вот оно
уже играет роль. Родился медве-
дем, а играет роль клоуна в цирке.
Глядишь на арену - и очевидно: вот
она, жертва, хочет медведь того сам
или нет.
Насколько
же
свободны
в сво-
ей жизни люди? От животного и
растительного мира
- свободны
несомненно и уже в достаточной
степени:
приручили,
приучили,
извлекаем пользу. Но что касается
сородичей
и обстоятельств жиз-
ни. судьба человеческая похожа на
судьбу медведя-циркача. Мы так
же зависим от условии рождения
и окружения, от детского, а затем
и рабочего коллективов, да и от об-
стоятельств жизни в целом, кото-
рые часто складываться независи-
мо от воли или желания. Есть даже
выражение
«стать
заложником»
чего-либо. Например, говорят «стал
заложником своего бизнеса», «ста-
ла заложницей семьи». И если на
каком-то из этих этапов, в каком-то
аспекте возникают тирания, агрес-
сивная травля, болезни или другие
неприятности, то так или иначе по-
страдавшая
сторона
оказывается
жертвой происходя щего.
И вряд ли кому-то в здравом уме
может прийти в голову, что ей это
выгодно - быть жертвой. Или стать
заложником ситуации. А вот при-
чины, почему жертва не ухо-
дит от тирании и долгое время
от нее зависит, две. Первая -
это вполне реальная физиче-
ская зависимость, например,
как у ребенка - от родителей
или детского коллектива, а
у взрослого человека -
от
сложившейся жизненной си-
туации, и ничего другого, как
терпеть или бежать, не остается.
Вторая же причина - это развитие
событий после решения проблемы.
Когда все в прошлом, и человек вро-
де мог бы вздохнуть с облегчением
и жить более счастливой жизнью.
..
А он этого не делает, «залипая» на
восприятии себя как жертвы.
Вот здесь и возникает вопрос - по-
чему и зачем это надо? И вполне
логично предположение, что есть
что-то, что продолжает «жертву»
держать, привязывать к страдани-
ям уже пережитого сценария. Ина-
че в чем смысл терпеть?
Часто один из показателей «зали-
вания» на роли жертвы - повто-
ряющийся негативный сценарий.
В личной жизни, карьере или здо-
ровье. Те же постоянные болячки,
которые либо плохо диагностиру-
' Подробно о треугольнике «преследователь - жертва - спасатель» читайте в «КЖ» №4-2010,
тема номера - «Влиять или любить? Манипуляции, партнерство, зависимости».
www.kolesogizni.com
45
предыдущая страница 46 Колесо Жизни 2012 04 читать онлайн следующая страница 48 Колесо Жизни 2012 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст